Posted 7 августа 2023,, 11:56

Published 7 августа 2023,, 11:56

Modified 7 августа 2023,, 11:59

Updated 7 августа 2023,, 11:59

Новый год весной: какие праздники отмечали народы Хакасии

7 августа 2023, 11:56
Хакасия ассоциируется у нас с природой, красотой и сибирской культурой: обряды и традиционные костюмы, танцы и ритуалы… «Новая Хакасия» расскажет о том, какие праздники отмечали настоящие хакасы.

Хакасская культура строится вокруг природных стихий и явлений. Шаманы почитали землю и небо, и считали, что к природе нужно относиться с уважением. Поэтому и праздники напрямую связаны с окружающим миром.

Календарные праздники отсчитываются по солнечному хакасскому календарю. Начнем с приближающегося праздника урожая — Уртун-Тойы! Этот праздник проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. В этот день играются свадьбы, подводятся итоги года, начинается подготовка к зиме. А еще в этот день на току устраивали застолье.

Пояснение

Ток — расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, очистки и просушки зерна.

Традиции праздника:

  • Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза» и перегоняли его в водку (тун арага).
  • В сторону окружающих гор совершали крапление водкой и читали благословение земле. Все это происходило под руководством почетного старца.
  • Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучок несрезанных колосьев — «хыра улузi» — «доля духа-хозяина пашни». На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Так духа-хозяина благодарили за полученный урожай.

Уртун-тойы празднуется и по сей день. Гуляния проходят на республиканском ипподроме и сопровождаются ярмаркой. Смотрите, как это было в прошлых годах.

Чыл Пазы — событие, с которого обычно начинают разговор о хакасской культуре. Это праздник начала Нового года. Но отмечается он не в декабре, а с началом весны. Связано это с укладом жизни народов в Хакасии — они занимались скотоводством и земледелием. Поэтому цикл их жизни обновлялся именно с наступлением весны, когда нужно было готовить землю и сеять посевы. Чыл Пазы, как и Уртун-тойы, до сих пор отмечается в Хакасии.

Праздник нового года жители одного аала всегда праздновали вместе. К торжеству усердно готовились: одевались в лучшую одежду, тщательно убирали все дворы и кошары, вычищали все у коновязей и каждой юрты. Саму юрту очищали снаружи и внутри от грязи, пыли и снега. Но одну соринку обязательно нужно было оставить возле дверей дома, чтобы не вымести свою удачу. Праздновался Чыл Пазы от прилета первых птиц и кукования кукушки до первых раскатов грома. Так что длиться праздник мог много дней.

Традиции праздника:

  • В день весеннего равноденствия жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Старец произносил молитву.
  • Во время праздника нужно было совершать ритуальное кормление тёсей. Тёси — это изображения почитаемых духов-предков, которые были в каждой юрте.
  • Проходил аальный пир «той». Жители аала ходили друг к другу в гости, угощались. Зайти нужно было обязательно в каждую юрту. Люди обращались друг к другу со словами: «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура».
  • Хозяин юрты просил благополучия для скота, обрызгивал стороны юрты вином из чаши и выпивал, а остатки выливал в огонь.
  • Подношение огню было обязательным: в него сбрасывали кусочек каждого кушанья.
  • Во время первого кукования кукушки, которое означало начало весны, нельзя было выходить из юрты натощак — иначе весь год будешь голодным. Но кукушку можно и обмануть: перед выходом нужно было прошептать «Мин тохпын» — «Я сыт», и проблема решена.
  • В мае, когда звучали первые раскаты грома, нужно было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: «Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!».

По преданию, первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года. Не зря жители аалов так тщательно убирались перед приходом нового года и прилетом первых птиц. Кстати, прилет птиц в Хакасии тоже праздновали! А точнее, только одной.

Таан-Той — это праздник прилета первых весенних птиц — галок. Этот праздник был чем-то вроде ритуала в период празднования Нового года.

Традиции праздника:

  • Люди встречали прилетевших галок, и окропляли землю айраном.
  • Люди кланялись птицам и произносили: «Элем-Салам таан-пичелер!» — «Мир вам, сестры-галки».
  • Можно похвастать своим трудолюбием. К примеру, девочки могли говорить: «Долгую зиму мы не сидели сложа руки. Мы напряли десять мотков ниток». Мальчики же хвалились своими успехами в охотничьем деле и присмотром за скотом.

Естественно, это не последний праздник, связанный с весной. Ууче талачан улукун — праздник прихода весеннего тепла и размораживания заготовленного мяса. Связан он с обычаем заготавливать с осени на весну мясо, которое называлось «ууче». Для заготовки половину туши коня засаливали в кадке и замораживали с бурдюком масла. А когда в апреле начинал дуть теплый ветер, который называют «куулгек», ууче доставали из кадки.

Традиции праздника:

  • Из самых лакомых частей ууче готовили угощение и подавали на общем застолье.
  • Все поздравляли друг друга с теплом и говорили: «Пришел друг „куулгек“ и мясо „ууче“ разморозилось».

Несмотря на всю любовь хакасских народов к скотоводству, про земледелие они не забывали. Сразу после завершения посевной хакасские земледельцы праздновали Урен хурты.

Традиции праздника:

  • Предводитель и организатор праздника окроплял поля вином, кланялся небу и земле и молился о хорошем урожае.
  • Мужчины вставали на правое колено, женщины — на левое и кланялись небу.
  • Старец зачитывал заклинание и гадание, бросая через плечо чашку с ложкой. Если предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Пока не свершится гадание, за стол не садились.
  • После ритуальной части, собравшиеся на поле угощали друг друга вином со словами: «Урен хуртын тайна» — «Жуй зернового червя!».

После завершения весенних посевов хакасский народ готовился к Тун-Пайраму — празднику первого айрана — кислого напитка, который готовится из перебродившего коровьего молока. Он отмечался в конце мая — начале июня. В это время появлялись первые молочные продукты.

Традиции праздника:

  • К этому празднику готовились заранее: шили новые платья, готовили первые молочные продукты, заводили первый айран.
  • В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер.
  • К коновязи привязывали ритуального коня, называемого «ызых». Конь освящался и считался хранителем благополучия скота.
  • К его хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку.

После ритуалов устраивали спортивные соревнования: конные скачки, борьба, стрельба из лука, поднятие камня. Победителей угощали айраном и аракой — водкой, перегнанной из айрана.

Соревновались на празднике и музыкальные мастера: играли на таких инструментах, как чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё и хобрах.

Праздновали не только первый айран, но и последний. Этот праздник называется Айран Солындызы. Как правило, его отмечали 1 октября. В этот праздник собирались сначала у самого уважаемого человека в аале, а затем целый день гуляли из юрты в юрту. Хакасские народы так провожали «умирающую природу». В этот день все готовили араку из последнего айрана.

  • Календарные праздники на этом подходят к концу. Теперь вы знаете немного больше о культуре и ценностях народов Хакасии. Изучайте культуру родной земли и читайте «Новую Хакасию».
"