Памятник расположен в музее-заповеднике у села Казановка. С хакасского языка «ах тас» переводится как «белый камень». Легенда, с которой связано это место, рассказывает о старике Апсахе и старухе Иней, которые привели в долину Кюг свой народ. Здесь они решили основать свой аал — хакасское поселение. Но Иней выбрала для аала правую сторону горы Аар таг, а Апсах — левую. Они долги спорили и дрались, но выиграла Иней. В гневе она толкнула своего мужа так сильно, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды старик обернулся камнем. Именно его сейчас можно увидеть на вершине горы: там возвышается каменная скала Апсах тас, дословно «каменный старик». Силуэт этого камня удивительно напоминает обиженного старика.
Иней не пережила потерю мужа, отошла чуть в сторону, присела и тоже обратилась в камень — Иней тас. Народ Иней и Апсаха из уважения к старшим расселился по всей местности. В память о вождях люди установили на месте раздора белый камень — Ах тас. До сих пор эти три камня стоят на горе в форме равнобедренного треугольника.
Хакасское название этой горы — Хызыл хая, что дословно «Красная скала». Комплекс состоит из нескольких наблюдательных площадок, двух вариантов «солнечных часов», календаря и жизнеописания великого воина, которое отражает мифологию древних жителей территории Хакасии. Это место называют по-разному: «Горы Счастья», или «Горы Хохо-Бабая». Как гласят легенды, необычная по форме скала на этой вершине горы очень похожа на старинный кованый сундук. Именно в этом сундуке хранил главные сокровища всей долины Хохо-Бабай — хакасский мифический богатырь. Он охранял долину от врагов веками.
Сундуков на самом деле несколько. Эта легенда рассказывает о Первом Сундуке — он жемчужина всей гряды, наиболее красивый, интересный, а также самый значимый в обрядовом и астрологическом смысле. В советское время на этом месте из земли выкопали камень, на котором были изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, которые можно было увидеть только в телескоп. По древнему преданию, именно здесь располагалась мировая гора — место, на котором жили самые великие боги и первые люди.
Второй сундук очень любим фотографами. Интересен он тем, что здесь сооружают каменные пирамидки — каирны. И у этого занятия глубокие корни: в древности хакасы создавали эти каирны как жилища горных духов в особо почитаемых местах, к которым с древности относились и Сундуки.
На Третьем и Четвертом сундуке можно найти каменные ограды могильников. А вот скалы Четвертого сундука пестрят рисунками, а именно петроглифами. Надписи здесь были выбиты более двух тысяч лет назад.
Самая южная из всех возвышенностей горной гряды — это Пятый Сундук. Перед ним расположена большая группа могильников. У подножия Сундука находится оросительный канал. Он сохранился еще с давних времён.
О том, как использовали хакасские Сундуки размышляют до сих пор. Это могла быть и древняя обсерватория, и место для ритуалов. Часто весь горный комплекс называют Храмом Солнца.
Живет легенда о том, что хакасские духи пускают в это место далеко не всех, только избранных. А не посвященным они запутывают дорогу или посылают грозы с сильными ветрами. Если вам все-таки удастся добраться до Сундуков, не забудьте привязать полоску ткани к жертвенному дереву. Таким жестом вы отблагодарите местных духов и выкажите уважение им.
Уйбатский чаатас — это могильник. Здесь в древности хоронили князей. Особенность этого могильника в том, что надгробные камни напоминают воинов.
По преданию, уйбатская степь известна самыми кровавыми побоищами. Она окружена озерами, реками и горами. Во время войн хакасы от озер до холмов строили каменные стены из камней как крепость и во время битв хакасские богатыри выламывали каменные глыбы и бросали их во врагов. Эти камни втыкались глубоко в землю, потом их назвали камнями войны — «чаатас».
Даже бросая камни войны, богатыри не смогли перебить всю монгольскую рать. Погибшие в битве великие богатыри сами превратились в каменные глыбы. Их в народе тоже стали называть чаатасами.
Археологи нашли здесь портретные погребальные маски из глины и гипса, разные фигурки, обложенные листовым золотом и серебряную посуду.
Дословно название стелы переводится как «каменная старуха», и это связано с древней легендой, которая рассказывает о хакасской деревенской семье. Мужа звали Сартакпай, жену Хуртуях и было у них двое сыновей. Однажды случилась беда. Сартакпай для общего блага построил мост через Енисей, но им воспользовались враги и вторглись на земли Хакасии. Мужчина усадил жену и сыновей на коней, велел скакать вперед и не оборачиваться, иначе сразу погибнут. Сам Сартакпай встал на пути врагов и погиб в бою.
Сыновья и жена его добрались до реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, но не удержалась и все же обернулась назад. Женщина увидела, как гибнут в водах бурной реки ее сыновья. Взмолилась тогда Хуртуях о справедливости и обратили боги ее в камень, и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия. Как говорят историки, в древности хакасские женщины действительно молили каменную старуху подарить им возможность иметь детей.
Увидеть стелу можно недалеко от аала Анхаков в Аскизском районе. Сейчас вокруг стелы построили музей.
Гора находится в Абакане и имеет огромное культурное значение. Историки связывают ее с легендой о князе Ир-Тохчыне — великом богатыре, отличном охотнике и прекрасном хайджи — мастере-сказителе. У него было два вороных коня — аргамака. Однажды сын монгольского хана захотел украсть одного из его коней и отправил свою сестру соблазнить князя, напоить и забрать аргамака.
Монгольская принцесса смогла очаровать Ир-Тыхчына и он отдал ей младшего вороного аргамака. Ханский сын обрадовался и помчался на охоту на своем новом коне, но его обуял страх перед быстрой ездой. И сколько бы не прошло времени, он так и не смог побороть этот страх. Озлобленный принц надел на ноги аргамака железные путы и обозвал последними словами.
Ночью конь решил бежать на родину и поскакал с железными путами к Енисею. Возле горы Тепсей его поймали волки и растерзали. Ир-Тохчын увидел своего коня во сне и поскакал к горе. Примчавшись туда, он увидел только кости младшего аргамака. В ярости и горе князь настиг волка, но перед смертью зверь успел распороть брюхо коню Ир-Тохчына. Страдая от двойной потери, князь сделал берестяную лодку, взвалил на себя седло аргамака и поплыл к устью Абакана.
Обессиленный от погони и потери коней, он поднялся на одну гору, подложил под голову седло и уснул беспробудным сном. В честь Ир-Тохчына эта гора получила название «Ирт- таг». До сих пор зимой клубится пар над горой Ирт-таг, возникающий от дыхания великого батыра. Как гласят легенды, спящий Ир-Тохчын проснется только в последний год мира, чтобы спасти свой любимый народ.
Есть и другая легенда. Согласно ей, некий молодой самоуверенный мужчина безмерно хвалился своей удалью. Однажды он заявил, что сумеет спуститься верхом на коне по крутому склону этой горы. Однако осуществить задуманное ему не удалось: всадник вместе с конем сорвался вниз и погиб. В назидание остальным эту гору стали называть «Самохвалом».