Культура древних хакасских народов богата традициями и ритуалами. О хакасских календарных праздниках «Новая Хакасия» уже рассказывала. Теперь поговорим о промысловых праздниках, которые были частью быта хакасов.
Хакасские народы считали, что медведь — это дальний родственник человека, поэтому после его добычи охотники обязательно устраивали поминки «аба той». Медвежье мясо есть можно было только после их проведения, иначе человек расстанется с жизнью. Легкие и внутренности не ели. Считалось, что если съесть печень медведя, то заноет душа словно после гибели родственника. А несоблюдение традиции оскорбляло духов «таг ээзi» — хозяев тайги.
Медведи в хакасской культуре очень почитаемы. В их честь назван месяц: февраль древние хакасские народы называли «азыг айы», что дословно означает «месяц медведя». Зверю даже приписывали человеческие качества, такие как чувство стыда. Считалось, что при встрече с медведем, женщина могла обнажиться, тогда зверь убежит, сгорая от стыда.
После охоты на медведя устраивали праздник. Медвежье сало разрезали на куски и делили между всеми жителями аала. Такие органы, как хрящ, язык, глаза некоторые хакасы ели, чтобы их речь стала понятна медведям и звери их боялись. Кусочками медвежьего языка лечили заик. А лапу с когтями привязывали у дверей, чтобы оградить дом от злых сил.
Традиции праздника:
Каждый добытый соболь отмечался охотниками. Промысел пушнины составлял существенную часть достатка хакасов, а изловить хитрого соболя мог не каждый охотник. Поэтому удачный промысел праздновали вечером в балагане.
Как считали хакасы, сто белок равнялись одному соболю. Поэтому это событие отмечалось с не меньшим масштабом. Этот праздник проводили также, как и соболиный. Иногда этот день назывался «пиршеством одной связки», потому что в одной связке охотника насчитывалось сто белок.
Ирбен, она же богородская трава, у хакасов считалась первым лечебным средством: ее запасы держали в каждой семье. Лекарство заготавливали в конце июня на новолуние.
Традиции праздника:
Осенью хакасы, которые жили в долине реки Абакан, отправлялись на конях рыбачить на реку Хан-Тегир. В ней водились хариусы, которых хакасы подсаливали и замораживали в выдолбленных колодах. В декабре поднимались за рыбой на конях по льду Енисея и привозили домой. После привоза рыбы в аале устраивали общее застолье.
Промысловые праздники на этом кончаются. Знакомьтесь с хакасской культурой и читайте «Новую Хакасию».